Каменные кресты на кладбище в деревне Майск

описание

Загадочное захоронение в деревне Майск Белыничского района - одна из притягательных загадок для тех, кому нравится отдых в Могилевской области с уклоном в археологию и историю. Полтора десятка каменных крестов, «огороженных» старым ручьем, покрытых малопонятной кириллической вязью, сейчас окружены более новым кладбищем местных жителей. Однажды жители деревни решили забрать под свои нужды и землю под крестами. Самые смелые взялись убрать их, стараясь не думать, откуда они появились. Кто и когда был похоронен здесь, выяснить невозможно, но когда местные жители решили выкопать мистические кресты, они наткнулись на человеческие кости, и решили более их не тревожить. Место можно назвать очень древним, так как обычай огораживать кладбища ручьем уходит в седую старину.
Сама деревня до 1956 года носила название Пупс, что перекликается с литовским Pupsėti —копать, или pūpsoti «торчать, высовываться, выступать». Возможно, само название связано именно в крестами. Древние надгробия отличаются от более современных своей ориентацией по сторонам солнца. Это говорит о том, что и погребальный обряд был совершенно иным, чем христианский. Также на них вырезано множество мальтийских крестов и символов, которые одновременно напоминают и человека, и крест. Хотя записи на них и подобны руническим, что могло бы говорить о викингах, на самом деле, они на кириллице.
На первом кресте можно увидеть имя Тимошька с крестом рядом, на другом сохранилась надпись, которую можно прочесть как «Гаврил Михал». Третий крест навсегда утерял имя погребенного под ним, сохранились лишь буквы «И» и «Х», что может означать «Иисус Христос». Все это говорит, возможно, о первых веках христианства на земле Белоруссии, когда оно еще не было столь сильно, и тесно переплеталось с язычеством ятвягов и балтов.
Майск находится недалеко от Заозерья и Эсьмонтов, которые также славятся своими древними каменными капищами и крестами. Например, в Заозерье ученые до сих пор гадают, является ли крест и валуны капищем язычников или же захоронением древних. В тех же местах, к примеру, краевед Карпеченко определил огромный крест, названный им «Баба-крест». Этот символ означает, что в большом кресте в середине, словно «на груди» помещался небольшой вырезанный крестик, словно копируя образ матери и ребенка.
В отношении разгадывания тайны Майску повезло больше, чем его соседям. Одно из сильно поврежденных надгробий дало ощутимую подсказку, кто же и когда мог жить здесь. На нем изображен зонтичный символ, особо любимый древними балтами, некогда населявшими соседние окрестности. Вероятно, именно тесные контакты с балтскими племенами может объяснить и сами знаки, и ориентацию захоронений. Этот край также называется Эсьмонским, что может быть подобием патронима Eismantai, совершено балтского по своему звучанию.
Однажды края приоткроют завесу тайны, а пока что туристам, приезжающим посмотреть на достопримечательности Могилевской области, есть, над чем поломать голову. 

Развернуть полное описание